Парадоксов друг (paradoxov) wrote,
Парадоксов друг
paradoxov

Как расширяли кругозор советских меломанов



Был в советское время один необычный журнал – «Кругозор». Что же в нём было такого необычного, спросите? Это был не просто печатный журнал, а – печатно-звуковой. Купить этот журнал было не так-то просто, поскольку почти каждый новый номер быстро раскупался к журнальных киосках. В чём же была причина такой популярности «Кругозора»?

Дело в том, что в советское время фирма грамзаписи «Мелодия» выпускала крайне мало лицензионных пластинок разных групп. При этом молодёжь уже была вовсю в курсе тамошних музыкальных новинок. Личных магнитофонов в 70-х годах тоже было не слишком много. А молодёжь хотела слушать модные песни. Вот этот зазор и заполнял «Кругозор». Как он это делал? Фишка была в формате этого журнала. По своим размерам он совпадал с размером конверта для диска-миньона («сорокопятки» по-западному), а внутри содержал отдельные страницы в виде гибких мини-пластинок. Там была в основном музыка советских исполнителей, а порой просто рассказы про что-то, типа радиопередач. Но почти в каждом номере всегда содержался один-два хита западных популярных исполнителей, которые иначе сложно было где-то послушать в 70-х годах. Вот ради этих западных хитов чаще всего и покупался «Кругозор». Предлагаю познакомиться с некоторыми номерами журнала «Кругозор» конца 70-х года прошлого века. Для всех упомянутых песен я предлагаю ссылку на Youtube, чтобы можно было наглядно представить, о чём речь.


«Кругозор» № 1, 1979 год



В конце 70-х в СССР большой популярностью пользовались песни английской группы «Smokie». «Мелодия» даже выпустила большой альбом этой группы. Но самыми популярными были песни, которые в этот альбом не вошли: «What Can I Do» и «Needles and Pins» (которая в свою очередь была кавером популярной песенки 1964 года). Вот их-то и поместили на мягкую пластинку этого номера. Правда неизвестно – было ли это лицензионное издание или чистая пиратка.

«Кругозор» № 11, 1979 год



Ещё большей популярностью, чем «Smokie», в СССР в конце 70-х пользовалась шведская группа «ABBA». И хотя в СССР по лицензии вышло три долгоиграющих пластинки этой группы (что вообще было неслыханно для западных музыкантов), «Кругозор» в своём ноябрьском номере за 1979 года также опубликовал две песни этого квартета: «Kisses of Fire» и… честно говоря, я затрудняюсь понять, какую из песен ABBA советский переводчик перевёл как «Хотите ли вы?». Во всяком случае, на их альбоме 1979 года «Voulez-Vous» нет ничего похожего, поэтому я предлагаю послушать «Does Your Mother Know» с этого альбома. Тем более, что в СССР этот альбом не издавался.

«Кругозор» № 2, 1979 год.



На советских дискотеках их песни звучали. Один из самых популярных хитов группы – это конечно же «Stayin' Alive» с альбома 1977 года «Saturday Night Fever» (саундтрек к одноимённому фильму с Джоном Траволтой в главной роли). Ну и редакция «Кругозора» решила не ударить в грязь лицом. Подсуетилась. Правда не очень понимаю, откуда они взяли информацию про то, что «Bee Gees» отдали гонорар от продажи 20 млн. дисков в детский фонд. Не исключено, что это была чистая выдумка для того, чтобы цензуре можно было представить группу «прогрессивной». А то могли и не разрешить выпуск такой песни. И опять же открытым остаётся вопрос – покупал ли «Кругозор» права на выпуск песни группы. Да и тираж в 20 млн – несколько странноват. По состоянию на 2009 год в мире было продано 15 млн копий «Saturday Night Fever», а журнал «Кругозор» уже в 1979 году насчитал 20 миллионов. Ну для советской прессы, пишущей про заграницу, такие «неточности» были делом обычным. Да и не в этом дело. Главное – советские молодые меломаны могли познакомиться с хитом, что называется, вживую.

«Кругозор» № 9, 1979 год



На «Мелодии» выходил большой диск Элтона Джона. Вообще к Элтону Джону в СССР относились позитивно. И не очень понятно за что. Вроде в компартиях он не состоял, в митингах прогрессивной общественности участия не принимал. Да и вообще, среди советской молодёжи популярность Элтона Джона была не высокой. Были эстеты, которые слушали, но до популярности «ABBA», «Smokie» или «Чингис Хана» Элтону Джону в СССР было как до Луны. Но вот выпускали. И в «Кругозоре» тоже вышло две его песни: «Shooting Star» и «Lonely Man (Lonely Boy)» На мой вкус – не очень. С другой стороны, кому-то другому, наоборот, может нравится. Дело вкуса.

«Кругозор» № 1, 1978 год



Знакомил «Кругозор» советских слушателей не только с очень известными советским слушателям исполнителями, но и такими, которые у себя на родине были суперзвёздами, а в СССР про них знали мало. Одним из таких исполнителей был французский певец Клод Франсуа, имевший огромную популярность во Франции. Поэтому в январский за 1978 год номер «Кругозора» помещена одна из его песен. Поскольку я не знаю какая именно, предлагаю послушать его песню 1978 года «Cette année là». Но с Клодом Франсуа случилось печальное. 11 марта 1978 года, то есть чуть более месяца спустя после выхода его песни в «Кругозоре», бездыханное тело певца было найдено в ванной. Официальная версия – он был убит ударом тока, когда мокрой рукой задел провод. Но любители разных теорий заговоров могут принять другую версию – бесстрашного французского певца убили наймиты империализма за то, что его песня появилась в советском журнале «Кругозор». Да и то правду сказать – что за оголённые провода в ванной певца, имевшего огромные гонорары? Денег на оплату работы электрика найти не мог? Или у него ванная была, как у героя фильма «Великолепный» в исполнении Бельмондо?

«Кругозор» № 5, 1979 год



Однако в «Кругозоре» были не только музыкальные пластинки. В данном случае мы видим, что давалась и идеологическая информация. В частности, в номере № 5 за 1979 год одна из пластинок содержала рассказ про члена коммунистической партии США Анджелу Дэвис. Её даже в тюрьму в США сажали. В СССР одно время было массовое движение молодёжи (естественно, под эгидой ВЛКСМ) – «Свободу Анджеле Дэвис!». Поскольку в СССР молодёжь о заграничной жизни получала информацию в основном только через советские СМИ, точно узнать что там было с этой Анджелой Дэвис мало кто мог. И вроде так подразумевалась, что Анджелу Дэвис посадили в тюрьму, за то, что она является членом компартии, то есть за её убеждения. Поэтому советская молодёжь негодовала. И практически никто не знал, что на самом деле натворила Анджела Дэвис.

Но сегодня мы знаем, что оказалась она в лапах американской Фемиды за связь с боевой организацией чёрных расистов «Чёрные пантеры» (я про них как-то писал). Анджела Дэвис участвовала в подготовке освобождения одного из членов «Чёрных пантер» из зала судья, передав ему свой револьвер. Потом был захват в заложники судей и обвинителя, и гибель одного из заложников. В общем – как ни крути, чистая уголовка, к коммунизму не имеющая никакого отношения. Но советской молодёжи советская пресса про эти «малозначащие детали» не рассказывала, зато сильно напирала на то, что Анджела Дэвис была коммунисткой. Советская пресса нередко допускала такие «мелкие искажения» реальности для того, чтобы создать идеологически правильный образ. А вот интересно, писали бы Анджеле Дэвис письма поддержки тысячи советских детей, если бы знали, в чём на самом деле её обвиняли? Между прочим, в 1991 году Анджела Дэвис вышла из компартии США за то, что эта партия поддержала созданный в СССР ГКЧП. Вот так отплатила Анджела Дэвис советскому народу за былую поддержку. И это мне кажется глубоко символичным – ибо надо знать, кого поддерживать. Или, во всяком случае, разобраться во всех обстоятельствах, прежде чем начинать поддерживать.



В том же номере была вложена пластинка популярной в конце 70-х группы «Brotherhood Of Man», которые победили на Евровидении-76 с песней «Save Your Kisses For Me». Уверен, что многие из тех, кто даже не вспомнит название группы – «Brotherhood Of Man» узнают шлягер «Save Your Kisses For Me» по первым же аккордам. Подумать только, какие приятные песни когда-то побеждали на Евровидении. А сегодня… Ну ладно, не в этом дело. Я про «Кругозор». Ну в общем, и советский «Кругозор», хотя и 3 года спустя после победы на конкурсе, но дал возможность советским слушателям получить в свою коллекцию эту песню.

«Кругозор» № 6, 1979 год



Интересно, под какие песни нынешние девочки плотно прижимаются к мальчикам на дискотеках и теряют голову? Этого я не знаю. Зато знаю, что в конце 70-х – начале 80-х одной из таких песен была композиция «Hotel Сalifornia» калифорнийской группы «Eagles». Ох, сколько наверное признаний в любви было сделано под эти сладкие аккорды. А сколько самодеятельных школьных ВИА пытались копировать «соляк» из этой композиции. И тот был номером 1, кто мог точно снять все ноты. «Welcome to the Hotel California/Such a lovely place/Such a lovely place/Such a lovely face..» Да… Эх. Ну, в общем, и журнал «Кругозор» не мог обойти молчанием эту вещь. И, кстати, у меня снова вопрос – а лицензия? Вообще-то в СССР не издавался ни один альбом «Eagles» и по ТВ их не показывали. Мне кажется, что музыкальное пиратство зародилось именно с журнала «Кругозор». Хотя могу и ошибаться.

«Кругозор» № 8, 1979 год



Некоторые популярные в 70-е группы, которые издавались в «Кругозоре», сегодня, как говорится, без пол-литры и не вспомнить. Как, например, диско-группу из США «Ritchie Family». Но раз в № 8 за 1979 года её включили, значит была у неё некоторая популярность. Во всяком случае, для конца 70-х ДИСКО – самое то.

«Кругозор» № 12, 1978 год



Вообще-то фильм, который снял Адриано Челентано в 1978 году называется «Дядя Адольф по прозвищу фюрер» («Zio Adolfo in arte Führer»), что несколько отличается от версии названия, предложенной журналом «Кругозор» («Адольф Гитлер, псевдоним – фюрер!»). Но советские переводчики порой довольно вольно обращались с исходным материалом. В данном случае это понятно – советская цензура не поняла бы такого домашнего эпитета – «Дядя Адольф» по отношению к Гитлеру и ещё чего доброго бы не дала добро на публикацию песни Аманды Лир, снявшейся в этом фильме. Впрочем, если бы советская цензура посмотрела фильм Челентано, то наверняка наложила бы запрет и на Аманду Лир, и на Челентано. Потому что фильм «Zio Adolfo in arte Führer» можно лишь условно назвать антифашистским. Фильм рассказывает не столько про Гитлера, сколько про двух братьев-близнецов (их играет Челентано): один – офицер СС, прагматик, другой – анархист-обалдуй, который постоянно пытается совершить покушение на фюрера и у него никак не получается. Так что это фильм скорее содержит сатиру на левых анархистов-террористов (что было актуально для Италии конца 70-х). Но, снова скажу – советским меломанам такие детали были «до фонаря». Главное, что они могли послушать Аманду Лир, про которую в СССР ходили всякие разные слухи и туманные фантазии. Предлагаю её песню 1978 года «The Sphinx». Вряд ли именно она была опубликована в «Кругозоре», но, во всяком случае, вышла она в ноябре 1978 года. Так что по времени совпадает.

А вообще «Кругозор» был конечно далеко не только музыкальным журналом. Как и в любом советском журнале, в нём публиковались в первую очередь т.н. «общественно-политические» статьи. Вот, например, советским людям рассказывают, какой важной для страны является нефтедобывающая промышленность. И даже рассказ про буровиков включили на одной из пластинок.



Знали бы советские люди тогда, в 1979 году, что через полтора десятилетия в стране вообще почти ничего кроме нефтяной промышленности не останется, а все граждане будут с волнением изучать мировые котировки барреля нефти. А тогда это мало кого волновало.

Ну и конечно:



С таких – или примерно таких – картинок начинался почти любой номер любого советского журнала той поры. Опять же – тогда это вызвало желание побыстрее пролистнуть такую страницу. А сегодня даже некоторую ностальгию вызывает. Это называется: «что имеем, не храним, потерявши – плачем».

Ну вот такой был журнал. Как мог решал проблему с дефицитом интересных модных записей. А в 80-х бытовые магнитофоны стали всё более доступными и уже никто не стремился покупать «Кругозор» ради пары хитов западных исполнителей. Ну а уж с началом Перестройки (после прихода Горбачёва) повсюду в городах пооткрывались пункты звукозаписи, где можно было записать практически любой альбом любой группы. И «Кругозор» перестал быть актуален. Но в 70-х он очень здорово выручал простых советских меломанов.


Tags: Музыкальный киоск, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →