Парадоксов друг (paradoxov) wrote,
Парадоксов друг
paradoxov

Categories:

Душа нации



Феномен его популярности в СССР до сих пор никто не может объяснить. При сравнении первым на ум приходит битолмания, только в рамках советской специфики. И с той разницей, что на раскрутку битлов были брошены огромные суммы свободно конвертируемой валюты во всём мире. А Владимир Семёнович на 1/6 части суши никакой рекламы не имел. И однако же мне кажется, что у битлов на их родине даже близко не было такой популярности, как у Высоцкого в СССР.

Высоцкого в СССР знали практически все – от мала до велика. Его «Утренняя гимнастика» начинала утро в каждом пионерлагере Страны Советов. О нём ходили легенды. Его записи переписывались с магнитофона на магнитофон.

Вокруг его имени был какой-то флёр запрещённости. Хотя он был – по советским меркам – более чем успешным материально человеком. Мало кто в СССР имел свой «мерседес» и мог летать в Париж. И при этом всём он оставался «своим» для подавляющего числа советских граждан. В чём причина?

Позволю себе высказать гипотезу.


Есть такое понятие – «душа нации». Совершенно не конкретное, туманное, вообще из области надуманного. Хотя… Карл Густав Юнг называл это архетипами. И вот мне кажется, что Высоцкий был выразителем этих базовых архетипов народа. Был этой самой пресловутой «душой нации». Что-то своё, сокровенное слышал в его песнях и военный, и рабочий, и диссидент, и правоверный советский патриот. Даже дети не могли наслушаться «разговоров в цирке».

Можно сказать, что на Западе человек с такой популярностью стал бы мультимиллионером. Вполне возможно. Но мне кажется, что на Западе не могло появиться такого человека. Такой феномен мог появиться только в СССР – с его насквозь кастрированным правом на выражение своего отношения к жизни, если оно хоть в чём-то отличалось от «генеральной линии партии». Причём даже тогда, когда в этом отношении никакой крамолы и не было. Что было такого, идущего в разрез с «линией партии» в песнях Высоцкого? Да ничего. Но при всём том, Пахмутова была героиней насквозь прогнившей коммунистической системы, а Высоцкий таковым не являлся. Зато он являлся героем для своего народа. Может даже не он сам, а его, как это называется, «лирический герой». Он был и лётчиком-истребителем, и скалолазом, и пациентом психушки, и алкашом, и простым работягой. Всегда разный и одновременно всегда один и тот же. Высоцкий.

Это имя было больше, чем любая книга, пусть самая толстая, о нём. Мне кажется, в СССР не было человека, который не слышал бы хотя бы одну его песню и который не был бы хотя бы раз тронут его хриплым голосом.

Не знаю сколько человек придёт на похороны Пахмутовой или, прости Господи, какой-нибудь Пугачёвой. Но то, что было в Москве 28 июля 1980 года, красноречивее всего свидетельствует о том, что такое было для Страны Советов это явление – Высоцкий.

Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года. В Москве в это время проходили XX летние Олимпийские игры. Советские СМИ практически ни словом не обмолвились о смерти народного любимца. Было только две небольшие заметки в «Вечерней Москве» и в «Советской культуре». Тем не менее 28 июля, в день гражданской панихиды, на Таганке собрались тысячи людей. Без всякой организации. Люди просто пришли, чтобы проститься с «душой нации». Вряд ли многие герои в мировой истории удостаивались такого.

По предлагаемым ниже фотографиям можно хотя бы в общих чертах сложить себе впечатление о том, чем был Высоцкий для людей.

Автор всех фотографий Павел Сухарев.










































Tags: Высоцкий, Похороны
Subscribe
promo paradoxov september 23, 2016 16:34 36
Buy for 20 tokens
Подумалось, что возможно будет любопытно не просто рассказывать о преобразовании Москвы после 1918 года, но и более подробно рассказывать об отдельных домах, давая и старые, и современные фотографии. А то в Москве есть немало очень интересных домов, а сами москвичи, не говоря уже о гостях…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments